Расстановка

для расстановок

Мы будем исходить из предположения, что вся жизнь — это расстановка. И можно провести «расстановку в расстановке», чтобы посмотреть, как изменения в малом, повлияют на большую систему.

Многим известны расстановки по Б.Хелингеру. Суть «шаманских расстановок», очень схожа – позволить элементам системы занять правильное место. Среди отличий то, что для их использования не нужны дополнительные люди в качестве заместителей, что расстановку можно проводить как угодно часто, и то, что можно «влиять» на любого персонажа, вне зависимости от времени его появления в системе. Потому что в этой практике вы влияете всегда только на себя и на свой мир.

Основной идеей в расстановках будет та же, как и в предыдущих практиках: все, что к нам приходит, хочет быть увиденным, признанным и принятым. Части, которые проявляются в такой работе, часто ведут себя как дети. Они хотят внимания, и в них могут отражаться черты того возраста, в котором они появились, поэтому, иногда стоит добавлять такие интонации, словно разговариваете с маленьким ребенком.

В различных психотерапевтических технологиях, используется «вынесение» частей личности, после чего с ними проводится трансформационная работа, выстраиваются новых отношения между частями личности, и на завершающем этапе, когда клиента все устраивает, проводится последующая интеграция.

Примерно таким же образом, в практике «шаманских расстановок», мы будем выносить части, с которыми работаем. Давая этим частям необходимое внимание, мы будем позволять им самим найти лучшее место в пространстве расстановочной системы.

Все части, с которыми работаем в расстановках, мы будем называть «духами». В большинстве случаев, в процессе работы духи будут приближаться, интегрироваться с вами, становиться сзади, как бы поддерживая вас (часто отражая кого-то из вашего рода), создавая ощущение большей целостности и спокойствия. В редких случаях «дух» может уйти из расстановочной системы, когда становится там больше не нужен.

Часто хочется объяснить происходящее в расстановках, но, я бы не делал однозначных выводов о перемещениях «духов» в расстановочной системе. Конечно, общие закономерности есть, и в целом они такие же, как и в расстановках Б.Хелингера.

 

Несколько закономерностей, которые стоит знать при проведении расстановок:

  • У симптома, с которым работаете, может быть своя причина, а у этой причины – своя. И таких причин бывает много. Я встречал до шестнадцати, но чаще от одной до трех.
  • Если изменение «духа» (симптома)происходит слишком медленно или вообще не происходит, то, скорее всего, надо искать «причину причины». Как только дойдете до исходной, и она начнет трансформироваться, все поверхностные начнут меняться сами.
  • Может быть так, что один «дух» не меняется без другого «духа», значит нужно искать причину их связывающую.
  • Бывает, с первого раза, сложно дойти до первоначальной причины (или она не одна), и тогда расстановку приходится повторять многократно, постепенно очищая всю систему.
  • Одна из причин медленных изменений может быть в том, что часть хочет больше внимания, чем я могу дать ей за один раз.
  • Если в процессе расстановки наворачиваются слезы, значит, какая-то часть осталась незамеченной. Она как бы показывает через слезы, что тоже хочет быть участницей процесса. И как только вы ее «вынесите» в поле работы, слезы сразу прекращаются.
  • Если появляется сильное чувство, не дающее дальше работать, сразу выносите его в общую систему, как самостоятельный «дух» и взаимодействуете с ним, как и с другими частями. Обычно, оказывается, что это сильное чувство, просто необходимо для дальнейшей работы.
  • Если в расстановке проблема не решается, значит, кто-то из системы забыт. И как только вы введете «теневой» персонаж в расстановочную систему, все придет в движение.
  • Если почувствуете себя эмоционально неустойчиво, начните наблюдать за дыханием. Можете представить, что дышите через позвоночник, как в практике настройки. Или проведите любую другую технику настройки.
  • Нет смысла долго находится в состоянии «духа», поэтому осознав появляющиеся чувства, ощущения и движения, сразу возвращайтесь в позицию себя. Все действия, производите только из позиции себя!
  • Стоя на месте «духа» не разговаривайте, так как «дух» не может вносить свою речь в систему. Только наблюдайте, что хочется сделать и следуйте этому желанию.
  • Когда будете на месте «духа», перемещайтесь естественно. Если раньше участвовали в расстановках по Хелингеру, могут быть определенные стереотипы поведения, постарайтесь просто следовать за потоком.
  • В процессе этой работы могут приходить ответы, в связи с чем, возникла проблема. Если осознания пришли, просто поблагодарите их и продолжайте до полной интеграции. Итоговая интеграция, обычно сопровождается чувством спокойствия и «восстановлением правильности», словно «так и должно быть».

 

Очень важный принцип расстановок:

Не добавляйте в расстановку свою волю. Не пытайтесь изменить систему, влиять на нее, как этого захочет ваше эго. Вы просто позволяете происходить тому, что происходит. Достаточно того, что вы являетесь наблюдателем. Если же вы начнете влиять на систему, можете сделать хуже, чем есть сейчас!

 

Для трансформации:

В процессе наблюдения за частями, вы общаетесь с ними теми же простыми фразами, как и в трансформационных практиках:

  • Я вижу тебя
  • Я чувствую тебя
  • Я слышу тебя
  • Я не знаю, зачем ты пришла в мою жизнь, но сейчас ты здесь… и я вижу приветствую тебя…

 

Или добавляя фразы из гавайского метода исцеления «хоопонопоно»:

  • Мне очень жаль, что так случилось.
  • Прости меня за то, что по своему не знанию я создал эту ситуацию.
  • Спасибо Господи, что даешь мне это увидеть и даешь возможность исправить.
  • Я люблю тебя.

 

Итак, для работы вы можете взять, любую проблему, цель, отношения с кем-либо, повторяющийся сон… Можно взять все, что воспринимается, как явно выделяющееся на общем фоне жизни, не давая вам покоя.