Теория
Центровка — это практика, которая будет сопровождать большинство, описанных ниже техник. Она содержит в себе главный принцип – «я есть этот мир», или, как говорил доктор Хью Лин в книге «Жизнь без ограничений»: «Мир начинается с меня».
Просто говоря, центровка, предполагает соединение мыслей, чувств и действий. То есть, когда выбрана тема, предстоящей работы, нужно обратить внимание какие появляются у вас чувства, касательно нее и в каком месте тела эти чувства отзываются.
Три мозга
Чтобы пояснить для чего это необходимо, нужно кратко описать, как организован головной мозг.
Можно сказать, что внутри черепной коробки находится не один, а три мозга (не учитывая мозжечок — мозг отвечающий за равновесие).
Рептильный мозг
Рептильный мозг имеет такое название, потому что присутствует у всех рептилий (черепах, крокодилов, амфибий, ящериц, змей). Это стволовые отделы мозга. Там располагаются центры дыхания, кровообращения, сердцебиения, голода и т.д. В общем, те центры, которые отвечают за нашу выживаемость. С нами рептильный мозг общается при помощи ощущений и спонтанных движений. Поэтому, если говорят «слушай тело», то, имеется в виду более внимательное наблюдение за ощущениями и спонтанными движениями.
Эмоциональный мозг
Эмоциональный мозг, так же называют лимбическим. Он состоит из большого количества отделов. Но для нас важно, что там живут эмоции. Скорее всего, его формирование связано с периодом, когда животные начали жить стаями, где каждому отводилась своя роль. В связи с этим, он очень иерархичен и сразу определяет, какое место в иерархии принадлежит вам. Как выходить из иерархических отношений, и как работать с «нежелательными» ролями, мы рассмотрим в разделе «треугольник отношений». А сейчас хочу отметить, что его главная задача, это защита ближних. С нами эмоциональный мозг, общается при помощи чувств и эмоций. Разница между чувствами и эмоциями в том, что чувства более длительны, а эмоции – кратковременны и ситуативны.
Кора мозга
Этот мозг называют неокортексом (новым мозгом). Чтобы понять какие у него задачи, нужно вспомнить, что в какой-то момент эволюция решила разделить функции полушарий, да еще так, словно в одной голове живут два совершенно разных взгляда на мир.
Левое полушарие
Левое полушарие обладает логикой «или-или» и мыслит линейно, по принципу «если-то». Именно оно содержит осмысленную речь (которая, кстати, появилась всего-то сто, а может даже пятьдесят тысяч лет назад). Еще в левом полушарии находится представление о времени, что дает возможность пошагового достижения целей.
В экспериментах, где предлагалось выбрать карточки с рисунками и фотографиями, левое полушарие «предпочитает» неживые объекты и механизмы.
Правое полушарие
Правое полушарие обладает логикой «и-и», что позволяет совмещать все, что угодно. И оно мыслит нелинейно, то есть, из чего бы то ни было, может следовать что угодно, да еще и во множестве вариантов.
Правое полушарие понимает речь, но речь очень простую — на уровне пяти-десяти летнего ребенка. Оно умеет мечтать и видеть ситуацию целостно, но не умеет достигать цели, потому что для этого цель нужно разбить на маленькие шажки, а это способно делать левое полушарие. В эксперименте с выбором картинок, правое полушарие предпочитает выбирать картинки на которых изображены живые объекты.
На сегодняшний день известно многое о работе неокортекса, но похоже, что у него нет таких жестких и однозначных задач, как у рептильного и эмоционального мозгов. И благодаря этому, человек сам может ставить себе задачи, не имея никаких врожденных ограничений. Что, собственно люди и делают, погружаясь так глубоко, куда не могут добраться многие рыбы, поднимаясь выше птиц, отправляясь в те миры, которые видны только под микроскопом или мощным телескопом, или в миры математических вычислений.
Кора головного мозга зрительно ориентирована, и общается с нами при помощи образов.
Итак:
Каждый из трех мозгов общается с нами на своем языке. Рептильный пытается донести информацию при помощи ощущений. Эмоциональный, при помощи чувств, а кора мозга, при помощи образов.
Вышележащие отделы мозга управляют нижележащими.
Так как, в процессе формирования мозга, эволюция решала разные задачи, то мы получили возможность одновременно, думать одно, чувствовать другое, а делать третье. Центровка же заключается в том, чтобы мысли, чувства и действия соединить вместе. И только после этого приступать к практикам «исЦЕЛения», то есть становиться более целостными.
Ниже приведено несколько упражнений на тренировку центровки. Если, в процессе их выполнения, не удается определить чувство и ощущение, то, скорее всего, нужно больше расслабиться. С целью лучшего расслабления можно использовать настройку через расслабление или настройку «дыхание через позвоночник». Я не рекомендую переходить к трансформационным практикам, без правильного настроя и центровки, потеряете в итоге больше времени.
ВИДЕО УРОК «ЦЕНТРОВКА» можно посмотреть ЗДЕСЬ.
При работе с клиентами, имеет смысл, центровку сопровождать выявлением телесной метафоры.
Выявление телесной метафоры
«Выявление телесной метафоры» — это подробное описание ощущения в виде зрительного, телесного, а иногда и слухового образа. Это необязательно для работы, но очень желательно. Такое подробное описание ощущения нужно, чтобы клиент мог сравнить, как было, и как стало; чтобы в процессе работы мы получали обратную связь о происходящих изменениях. И еще, похоже, что такое описание, само по себе, запускает процесс самоисцеления.
Для выявления телесной метафоры, удобно следовать следующему алгоритму:
После того, как клиент провел центровку и назвал какое ощущение он испытывает, спросите его:
- Размер: сколько места в теле это ощущение занимает (пусть покажет руками), на поверхности тела или в глубине, в пределах тела или выходит за пределы тела?
- Форма: плоское или объемное, какой формы?
- Температура: горячее – холодное, температуры тела?
- Вес: тяжелое – легкое?
- Плотность: твердое или мягкое? Как что, из какого материала сделано? Плотность является одним из важнейших критериев будущей трансформации, потому что все трансформации происходят от твердого к мягкому, практически воздушному.
- Цвет: какого цвета? Темное или светлое, цветное?
ВИДЕО УРОК «ТЕЛЕСНАЯ МЕТАФОРА» можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Практика
Упражнение «Центровка» Выполняется самостоятельно или с партнером.
Перед выполнением упражнения проведите «настройку».
Упражнение 1.
Выберите приятную ситуацию.
Определите, какое чувство появляется, когда думаете о ней? Где в теле это чувство отзывается?
Положите руку на эту область и поприветствуйте ощущение. Скажите мысленно: «Привет, я чувствую тебя, я вижу тебя…»
Выявите «телесную метафору».
Упражнение 2.
Выберите ситуацию, которая Вам неприятна.
Почувствуйте, какая эмоция появляется, когда думаете о ней. Обратите внимание, где эта эмоция находится в теле.
Прикоснитесь к этому месту и поприветствуйте данное состояние. Скажите: «Привет, я чувствую тебя, я вижу тебя…»
Выявите «телесную метафору».
Упражнение 3.
Найдите предмет (человека, звук, запах…) в помещение, который привлекает ваше внимание (не задумывайтесь о причине).
Глядя на предмет, обратите внимание, какое чувство у вас по отношению к нему появляется. Почувствуйте, где в теле оно отзывается.
Положите руку на это место и поприветствуйте его.
Выявите «телесную метафору».
Упражнение 4.
Пусть Ваш партнер выберет предмет в помещении, а вы проведете центровку по отношению к этому предмету и выявите телесную метафору.
Если вы делаете это упражнение в одиночестве, выберите какой-то нейтральный для Вас предмет.