Карта мира

Карта — не территория.

Но начинает она формироваться,

когда вы приходите на территорию.

Кто-то из НЛПеров.

8

Раз уж так получается, что все наши знания о мире проходят через призму сознания. Что никаких фиксированных карт устройства мира не существует. А именно это мы и видим и слышим, общаясь с людьми разных культур, разных стран, разных времен, разного воспитания, да и просто с любым человеком, который отличается от нас. Иногда, даже, люди прожив вместе много лет, говоря одни и те же слова, подразумевают совсем разное.

Ну, а раз карта мира у каждого своя, во многом, основанная на воспитании, и конечно, на собственном опыте, то одна из важнейших задач, это выбрать ту карту, которая будет в большей степени соответствовать территории.

Самый очевидный способ определить насколько карта соответсвует территории — это по ее эффективности. То есть насколько такое представление об устройстве мира помогало, помогает и будет помогать решать различные задачи.

При этом, хотелось бы обращаться к тем источникам, которые, так сказать, наиболее проверенные. То есть рассматривать длительно существующие модели мира, сохраняющие свою актуальность по сей день.

Пожалуй, лучше всего мироустройство описывается в религиозных и философских учениях. Современные научные взгляды, хоть и претендуют на истину, но не пользуются такой популярностью, как религиозные, потому что мало рассматривают важнейшие для человека вопросы, связанные с его личным смыслом пребывания в этом мире, и смыслами всего человечества. Научный взгляд не дает способов найти свое предназначение и не объясняет, что было до начала жизни и что будет после. Поэтому, можно иметь несгибаемый научный взгляд на мир, но как говорится, «до первой сильной тряски в самолете» или, как писал Сахаров: «В окопах не бывает атеистов».

Самые разные культуры и учения, вне зависимости от положения на планете содержат пять основных мифов, которые дают ответы на главные вопросы.

  1. Мифы о мироустройстве.
  2. Мифы о том, кто такой человек и в чем его предназначение.
  3. Мифы о семье, роде, о связи со своими предками.
  4. Мифы о пути, который человек проходит через жизнь (с переходными этапами в виде инициаций).
  5. Мифы о рождении и умирании (о мире живых и мире мертвых).

 

В этой главе мы поговорим  подробнее об устройстве мира.

По каким-то причинам, многие религии и мировые учения говорят о наличии трех миров.

Например, в Христианстве, это Рай, Земля и Ад. В Буддизме: мир чувств, иллюзорный мир и мир чистого сознания. В славянском миропонимании: Явь, Навь, Правь.

Вряд ли кто-то будет спорить, что самым древним представлением о мире является шаманское представление. Шаманские учения, которые возникли задолго до появления всех мировых религий (кто-то пишет о 10 тысячах лет, кто-то даже о 60 тысяч лет), так же сообщают о триединстве мира. Интересно, что на сегодняшний день шаманы Африки, Австралии, Сибири, Америки, очень схожи во взглядах на мироустройство. И все это при том, что они никак не должны были пересекаться в историческом развитии. И во всех шаманских учениях мир разделен на три уровня: нижний, средний и верхний.

Вполне возможно, что такое сходство продиктовано природой человека. Например, З. Фрейд, считал, что личность состоит из трех структур: ид, эго, супер-эго. Похожим образом личность выглядит и у К.Юнга. У основателя психосинтеза Р. Ассаджиоли в структуре личности присутствует низшее бессознательное, поле сознания, и верхнее бессознательное.

Само человеческое тело, являясь отражением мира, содержит физический центр — в области живота, чувственный — в области сердца и когнитивный — в голове. И если раньше головной мозг считался носителем разума, то сегодня наука уже начинает рассматривать каждый из этих центров как имеющий свой самостоятельный разум.

Например в области живота находится энтеральная нервная система, в которой, если соединить все нервные клетки вместе, то их размер будет примерно равен размеру мозга котенка! И мы прекрасно знаем, как активно этот мозг работает в стрессовых ситуациях.

Нервная система сердца, тоже начинает рассматриваться, как имеющая свой собственный разум. И во многом это основано на наблюдениях за людьми перенесшими операции по пересадке сердца. Когда у ныне живущего носителя сердца, вдруг начинает меняться характер, и становиться все более похожим на характер прежнего владельца. И казалось бы из неоткуда приходит самая разная информация из жизни прежнего носителя этой нервной системы в виде чувств, имен, образов… И похоже мы стоим на пороге удивительных открытий, того, что такое человеческое сердце.

А глядя на головной мозг, мы увидим, что он содержит в себе три принципиально разных отдела: рептильный мозг, эмоциональный и неокортекс, которые очень похожих на телесный, эмоциональный и когнитивный центры.

Так может мы действительно во вне, просто видим устройство самих себя. И как говорил Энштейн, одномерное существо не сможет понять двухмерный мир, а двумерное, не сможет понять трехмерный. И объективный мир (если он существует), может включать в себя множество подмиров, но мы воспринимать будем только те, которые улавливает наша принимающая антенна (мозг)?

Описание, трех миров, которое приводится ниже, является одновременно и очень древним и содержащим современные слова и современные представления, но суть, насколько могу судить, за века и тысячелетия изменилась не сильно.

Еще раз хочу напомнить, что карта, это не территория, и у нас нет возможности узнать каков мир на самом деле. Вне зависимости от этого наше тело, как и тело любого животного, умеет адекватно реагировать на изменения в окружающем мире, даже не зная, как мир устроен, и не имея возможности предсказать последующих изменений. Но, если животные чувствуют себя по этому поводу спокойно, то человеческое сознание не может жить в непредсказуемом и необъяснимом мире, и поэтому всегда ищет объяснение происходящего, строя и достраивая карту своего собственного мира.

Модель, которой мы будем придерживаться, хорошо объясняет многие явления (особенно психотерапевтические), отвечает на важнейшие вопросы и даже способно давать некоторые предсказания. Но при этом она остается всего лишь моделью, не претендующей на истину.

 

Три мира

Первый мир, или мир измеряемый. И как говорят последователи процессуальной терапии, мир консенсусной реальности (то есть договорной).

Это мир, который принято называть проявленным. Мир классической физики, где в полной мере действуют ее законы. Где есть масса, время и скорость. Это мир, который можно измерить. И самое важное в том, что мы можем договориться по поводу этой реальности. Например, если я выгляну в окно, и увижу синюю машину, то и другой человек, выглянув в окно, на том же месте увидит синюю машину. В этом мире почти нет ссор и конфликтов, он можно сказать «объективен».

Хотя ряд конфликтов конечно возникал и возникает касательно взглядов на «объективную реальность», но, если это затрагивает чьи-то убеждения и чью-то веру. Например когда-то основной моделью мира считалась геоцентрическая модель. То есть та модель, при которой Земля находилась в центре мироздания и все планеты и звезды двигались вокруг нее. И когда была предложена гелиоцентрическая модель (Солнце в центре), для многих это оказалось слишком болезненным. Но, так как гелиоцентрическая модель давала возможность делать более простые и точные расчеты, она в итоге победила предыдущую. Ну, а благодаря Энштейну мы узнали, что не только Земля не является центром мироздания, но и вся солнечная система находится на краю галактики.

%d1%87%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%b0%d1%85%d0%b8                  %d0%b3%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%be%d1%86%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d1%8c

%d0%b3%d0%b5%d0%be%d1%86%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d1%8c                                 %d0%b2%d1%8b-%d0%b7%d0%b4%d0%b5%d1%81%d1%8c

 

И каждый переход к более точной модели мира открывал новые возможности, хотя для кого-то являлся неприятным.

 

Второй мир — это мир чувств и эмоций. Это мир отношений. И этот мир тоже является измеряемым, но только лично нашей субъективной линейкой. Мир, в котором действуют законы похожие на законы не классической, а квантовой физики.

Например, человек может сказать, что он очень встревожен. Но мы не сможем объективно оценить степень его встревоженности. Конечно, можно замерять давление и сердцебиение, но это не отразит субъективной ценности для человека. Зато мы можем спросить: «А по шкале от 1 до 10, насколько сильную тревогу ты испытываешь?» Пускай он ответит «на 7». Этот ответ будет достаточно точно отражать уровень тревоги, но для самого человека. И это субъективное знание он никаким образом не сможет передать другому, ведь его оценка «7» и моя «7» могут быть слишком далеки друг от друга.

Поэтому,во втором мире договориться сложно, и здесь рождаются все конфликты. Это мир фильтров восприятия, убеждений и верований, всевозможных установок, возникших в ходе жизни или в процессе воспитания.

И именно в этом мире живут все отношения. Ведь отношения не являются материальными. Иногда они подкрепляются материальными носителями, типа подписания договора, чтобы хоть как-то удержать нестабильность отношений.

Например, все организации мира, это не материальные объекты, а системы отношений. Казалось бы, что завод это материальный объект, но из материального, там здание, станки, люди, документы. А вот то, что делает организацию «живой», это отношения людей между собой, между людьми и станками, между людьми и документами…

В представлении большинства людей семья, это что-то материальное. Но и семья это не люди, а отношения между ними. Поэтому, кстати, даже переезжая в другое место, мы никогда не сможем покинуть свою семью. И поэтому, если вы руководитель, и берете сотрудника на работу, то всегда стоит учитывать, что он приведет с собой всю свою семью, и она будет незримо присутствовать на рабочем месте, влияя на рабочие процессы.

То же самое можно сказать и про государство. Оно так же является системой отношений, хотя и очень похоже на материальное. Просто потому что у него есть материальные представители — атрибуты государства (территория, население, флаг, герб, гимн…). А то, что делает его «живым» это отношения между всеми этими элементами.

И вступая в какие-либо отношения, мы очень быстро забываем, что это «отношения», и они начинают нам казаться материальными. Мы как бы попадаем под социальный гипноз.

Еще второй мир называют «квантовым», потому что, законы, правящие в нем, очень похожи на те законы, которые правят в мире квантовой механики. В этом мире присутствует «суперпозиция» — то есть, то состояние объекта, в котором содержаться все его проявления, и они еще не конкретны. Например, понятие «стол», в этом мире, включает в себя всевозможные столы с их бесконечными вариантами. Но, когда это будет конкретный стол, то есть измеряемый, он перейдет в проявленный мир. В этом мире присутствует идея «наблюдателя», от которого зависит, останется ли образ «чувством», то есть волной, или станет ощущением, то есть «частицей». В этом мире присутствует феномен «квантовой запутанности», который выражается в том, что после сонастройки частицы, как бы «знают», что делает их собрат. И изменение одной элементарной частицы сразу сказывается на другой, вне зависимости от расстояния, на котором они находятся. Эта закономерность выражается и в отношениях. Когда изменение чувств у одного человека, приводит к изменению чувств у другого. В отличии от мира «проявленного», где действуют законы классической, ньютоновской механики, во втором мире действуют законы механики квантовой.

И конечно, этот мир гораздо более важен для любого человека, чем мир материальный. И даже, если мы встречам человека очень «материального, приземленного», который может сказать,что ему не надо всей этой «психологической ерунды», а хочется услышать конкретны совет, мы понимаем, что все его «материальные» проблемы из-за конфликтов в мире чувств и отношений.

Например, «материальная» проблема, с которой клиент обращается, может быть в вопросе, что делать с родственником, которого взял на работу пару лет назад и теперь не знает, как уволить. И мы понимаем, что, если бы это было проблемой «деловой сферы», то решение было бы принято сразу. И, как выясняется, настоящая проблема в личной оценки ситуации, где возникают вопросы «а что обо мне подумают?», «а как мы будем потом общаться?» и т.п.

Почти вся психология и психологические технологии работают с этим миром.

В начале 20 века В.Н. Мясищев, при работе с неврозами предложил концепцию отношений, в которой все отношения делились на отношения внутриличностые, межличностные и отношения с миром. И все проблемы в этой концепции рассматриваются как нарушение системы отношений, на каком либо из уровней. До сих пор эта концепция является одной из самых разработанных (если не самая) и доказавших свою высокую эффективность. Такое простое деление указывает, что на каком бы уровне не возникал конфликт, мы все равно будем работать с системой отношений внутри личности.

Арнольд Минделл, основатель процессуальной психотерапии, на семинарах, в течении нескольких дней, демонстрирует, как правило, одну и туже технику, но сначала для трансформации внутриличностных конфликтов, затем ее же для исцеления отношений со значимыми людьми, и наконец для работы с мировыми конфликтами.

А Бэтти Эриксон, дочь виликого Милтона Эриксона, рассказывает что папа, часто говорил клиентам и ученикам, о существовании всего двух типов страха. Первый — это страх голодного тигра, который может сейчас войти в дверь, с оскалом и рычанием направляясь в вашу сторону… Придя в себя, клиенты спрашивали, ну а какой же второй тип страхов? И Милтон отвечал, а все остальные страхи из головы. Реальный страх, только страх смерти в настоящем моменте. Но, как вам кажется, какой из типов страха оказывает большее влияние на жизнь? И все понимали, что большая часть страхов, с которыми клиенты обращались, находилась только в голове, оказывая при этом сильное влияние на поведение и соответственно на мир материальный.

 

Третий мир — мир духовный, он же мир света, мир идей, мир чистого сознания. Этот мир полностью не измеряем, ни объективной, ни субъективной линейкой.

Буддисты используют термин подлинный разум — пространство чистого сознания, откуда все приходит и куда все уходит. В процессуальной психологии этот мир еще называют мерцающий, так как на нем не сосредоточиться и возникает впечатление, что он мерцает.

В качестве примера можете подумать о любом городе. Вы согласны, что у каждого города есть свой «дух»? Но, попробуйте его описать, и заметите, что не можете на нем сосредоточиться, вы его то осознаете, то нет. А как только, начинаете описывать дух города, он теряет свою идеальность и неизмеримость, переходя в мир квантовый, где вы получите множество самых разных описаний от разных людей, и где будет сложно договориться.

Третий мир, это мир откуда приходят новые идеи. Мир, где рождаются проекты, команды, организации, люди, где зарождается все, и затем уже, проходя через мир квантовый, с его бесконечностью вариантов, проявляется в мире материальном, как что-то конкретное и объективно измеримое.

Не случайно, соединяясь с этим миром, нам кажется, что мы наполнились светом. И в каждом языке для этих состояний есть соответствующие описания. Такие, как «на меня снизошло озарение», «он буквально сияет» и многие другие. Посмотрите на человека, который во время соревнований, пришел к финишу первым. И вы увидите, что такое прикосновение к миру Света.

 

Короткая медитация, представленная ниже, не ориентирована на модель физического мира — в ней человек находится на периферии. Эта медитация направлена на мир психического, где каждый может стать центром своего собственного мира, а дальше, как говорил Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю» (хоть он и говорил это про физический мир). Это тот принцип, от которого мы будем отталкиваться, проводя большую часть техник.

Эту короткую медитацию лучше провести стоя.

Почувствуйте опору под ногами, сделайте более глубокий вдох и на выдохе прикройте глаза. Начните больше внимания уделять дыханию. Чувствуя, как воздух проходит через нос или рот, замечайте, что на вдохе воздух чуть прохладнее, а на выдохе теплее.

Затем при помощи воображения начните расширять дыхание, представляя, что дышите через область головы, через область шеи, через плечевые суставы, через руки. Постепенно, дыхание расширяется еще больше, и вот вы уже дышите через область груди, живота, вся спина, ноги…

Словно все тело начинает дышать…

И затем начните представлять, словно дыхание начинает выходить за пределы тела, включая в этот процесс пространство вокруг, постепенно расширяясь, как будто уже дышите через все помещение, в котором находитесь, оставаясь центром  этого процесса.

Расширяя дыхание до размеров здания…, до размеров города…, страны…

И постепенно расширяйте дыхание до размера всей планеты. Словно нет границы между вами и пространством, словно вы едины, а дыхание усиливает это единство. Продолжайте расширяться и выходить за пределы планеты, как будто начинаете дышать через всю вселенную, оставаясь ее центром, словно весь мир и вы – одно целое.

Сохраняя это чувство единства с пространством, медленно откройте глаза и начните перемещаться по помещению, привыкая к этому состоянию. Возьмите для этого минуту или две, и затем, возвращаясь к обычным делам, постарайтесь сохранять чувство единства с миром как можно дольше.