Духи

6«…ты говоришь чайка летит, а чукча скажет, дух

побережья проявляет себя через полет чайки…»

В.Серкин «Хохот шамана»

Можно убить оленя, но нельзя убить дух оленя.

Индейская поговорка

Для того, что бы перейти к описанию самих расстановок, надо коснуться понятия «духов».

В шаманизме все (или почти все), нами воспринимаемое, имеет духа. Каждый предмет, каждое живое существо, духи местности и т.д.

В различных шамансих культурах духи имеют свою иерархию. И шаманы всегда считали, что с духами надо выстраивать хорошие отношения. Что в проявленном мире не надо никого обижать или чему-то вредить, иначе дух этого существа может навредить человеку. А духи животных, обидевшись на плохое отношение, могут уйти из мест обитания, обрекая человека голодать.

Конечно, не могу настаивать, но очень похоже, что духом или имеющем духа, шаманы считали, все, что они воспринимали, как целое.

Это очень похоже, на то, что в психологии обозначается фигурой на фоне. Данный феномен восприятия лучше всего был описан и проанализирован школой гештальтпсихологии. Суть его сводится к тому, что любой объект может быть воспринят, только как фигура на фоне. И человеческий мозг, то, что имеет большую структурированность, схожесть, а главное, какой-то смысл, воспринимает как «фигура», а «фон» воспринимается, как что-то менее структурированное и осмысленное.

Что, например, может восприниматься нами, как фигура? Объекты, одновременно попадающие в поле зрения. Объекты одного цвета, размера, движущиеся в одном направлении, движущиеся с одинаковой скоростью… То же касается и остальных модальностей: слуховой, тактильной…

В книгах по шаманизму, можно прочитать, что духи хотят захватить разум человека или часть его души.

Чтобы понять, что имеется ввиду, надо понять, как духи появляются.

Выше говорилось, что под духом, можно понимать все, что мы выделили, как целое (даже не обязательно осознанное).

В тот момент, когда что-либо было выделено как целое, например событие (человек, вещь, чувство…) оно проходит через фильтры восприятия, и, как правило, окрашивается эмоцией. Но еще, дополнительно, событие может получить оценку, то есть «хорошее» оно или «плохое». И с этого момента, оно как бы «замораживается» — перестает «течь» через нас.

Например, на этой картинке можно видеть либо колодец, либо усеченную пирамиду. На картинке рядом или вазу или два лица.

                    Безымянный                                     ваза

В обычном состоянии сознания видеть их одновременно не возможно. Если в первый раз сознание выбрало видеть колодец или белую вазу, то и в следующий раз, сначала будут видеться именно они.

Но оказалось, что если начать внимательно смотреть на белую вазу и пытаться удержать ее в сознании, то буквально через несколько секунд вы начнете воспринимать лица, а потом снова вазу и снова лица… Ну, а на другой картинке, если смотреть на колодец, то восприятие само начнет видеть попеременно, то усеченную пирамиду, то возвращаться к колодцу. То есть, то, что было фоном — становится фигурой, а потом наоборот. И этот процесс невозможно сознательно контролировать.

Но, если мы сознательно не удерживаем внимание на фигуре, то она меняться не станет, но будет продолжать оказывать влияние, даже, если мы этого не осознаем. В этом случае часть начинает себя вести, как разумная. Словно, отделив ее от себя, мы даем ей право быть самостоятельной.

Но главная ее задача, это соединиться с источником, и она будет пытаться всеми силами вернуться обратно. и чем яростнее вы будете ее прогонять, тем яростнее она будет возвращаться, становясь для сознания все страшнее. Не потому что она плохая, а потому что она хочет, чтобы на нее обратили внимание. И такой возврат может восприниматься как посягательство на целостность, словно у вас тратятся силы, словно вас раздирает на части. А нужно, просто, провести центровку, и направить безоценочное внимание на эту часть. Конечно, чем проблема серьезнее, тем сложнее смотреть на нее безоценочно, поэтому может понадобиться помощь психолог или просто знакомого, который понимает, что нужно делать.